"Комплекс-2.05" - новый класс дефектоскопов
Магнитоанизотропный сканер-дефектоскоп
КОМПЛЕКС-2.05
Зарегистрован в Реестре Системы сертификации средств измерений за №010060046
Имеет Сертификат о типовом одобрении Российского Морского Регистра судоходства (№01.002.120)
Термин "Сканер-дефектоскоп" был введен Институтом "ДИМЕНСтест" в 1992 году.
С тех пор многие организации стали заменять прежние наименования своих обычных дефектоскопов (коэрцитиметров, феррозондовых индукционных и пр.) на этот термин. Но они не имеют ничего общего с изделием "Комплекс-2.05"!
Сканер-дефектоскоп относится к новому классу дефектоскопов и предназначен для неразрушающего контроля сварных соединений и основного металла крупногабаритных стальных продуктопроводов (газопроводов, нефтепроводов и др.) и емкостей (резервуары, цистерны, сосуды высокого давления....). По результативности метод, на котором основан прибор, эквивалентен результативности одновременно примененных 7 видов дефектоскопии.
Такой эффект получен потому, что, в отличие от известных дефектоскопов, этот прибор выявляет параметры напряженно-деформированного состояния металла в исследуемой зоне, автоматически находит концентраторы механических напряжений и градиенты разности главных механических напряжений, а также количественно оценивает их опасность, находит зоны с остаточными пластическими деформациями и сварочными напряжениями. Не только находит, но и наглядно представляет их на дисплее компьютера (см. рис. ). Здесь показано два концентратора механических напряжений от кратера и трещинки в сварном шве
В отличие от конкурирующих изделий, этот прибор выявляет аномалии напряженно-деформированного состояния не только в поверхностном слое, но и в глубинных слоях металла конструкции. Есть возможность послойного контроля напряженного состояния (только для клиентов сети Системы распределенной обработки диагностической информации СОИ ИДК)
Это принципиально новая технология неразрушающего контроля!
Сегодня все технологии направлены на поиск дефектов в виде трещин, пор, шлаковин, непроваров, несплавлений и других видов нарушения сплошности и однородности металла. Параметры обнаруженного дефекта затем используют в сложных математических расчетах, чтобы оценить степень их опасности. В полевых условиях используют специальные таблицы "норм дефектов", которые связывают размеры дефекта с его опасностью. Но "нормы дефектов" - это теоретические и статистические результаты! Жизнь-то сложнее и многообразнее!
Известно, что параметры дефекта могут быть такими, что он почти не влияет на работоспособность и долговечность конструкции. Значит - не опасен. Дефект может быть большим, но не опасным. Известны конструкции с такими дефектами, которые отлично эксплуатировались десятки лет. Или, наоборот, маленьким, не поддающимся обнаружению с помощью ультразвука или рентгена, но очень опасным.
Причина в том, что опасность представляет не сам факт существования дефекта, а концентрация механических напряжений или высокий градиент разности главных механических напряжений в этом месте! Более того, дефекта в виде разрыва сплошности металла может и не быть, а участок конструкции будет на грани гибели. Например - зоны остаточных сварочных напряжений.
Новая технология обладает неоспоримыми преимуществами именно потому, что с ее помощью сразу, минуя какие-либо расчеты, выявляются концентраторы механических напряжений и градиент разности главных механических напряжений, а также оценивается степень их опасности.
Кстати, благодаря этому, малому предприятию не надо содержать штат расчетчиков и дефектоскопистов высшего уровня - заключения, выдаваемые прибором могут выдаваться в виде документа, имеющего юридическую силу. Впервые в мире результаты неразрушающего контроля и диагностики заверяются электронной цифровой подписью!
Новая технология позволяет избежать ошибочных решений по "досрочному" ремонту конструкции, не позволяет пропустить опасное место даже в случаях, когда известные ультразвуковые, рентгеновские и другие приборы пропускают угрозу существованию конструкции. Это дает огромный экономический эффект, повышает безопасность инженерных конструкций, спасает экологию от последствий "техногенных катастроф" (взрывы трубопроводов, протечки нефтяных резервуаров...)
|